Перед тем, как воспользоваться той или иной статьей, обязательно проконсультируйтесь с квалифицированным юристом.

Нормативный акт: виды, уровни, срок действия

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
  5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Классификация

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  2. По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  3. По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Закон – это нормативно — правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

  1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
  2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).
  3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).
  4. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
  2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
  3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
  4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Виды нормативно-правовых актов РФ

Законы и подзаконные акты – это деление нормативных правовых актов РФ по иерархии.

Законы имеют высшую силу, а остальные документы должны им соответствовать. Правовой фундамент государства – это Конституция РФ. Чуть ниже её стоят конституционные и федеральные законы, в том числе кодексы. Их издаёт Парламент.

Конституция РФ

Подзаконные акты – это продукты правотворчества Президента и исполнительных органов власти. Это огромный массив документации, в который входят указы, постановления, инструкции, решения.

Следующая распространённая классификация НПА – территориальная.

Здесь выделяют следующие виды актов:

  • международные (конвенции, ратифицированные государством договоры);
  • федеральные;
  • субъектов РФ.

К отдельной группе относятся внутригосударственные договоры. Они заключаются между РФ и субъектом РФ или между разными субъектами РФ. Пример – разграничение полномочий в экономической сфере.

В зависимости от субъекта правотворчества выделяют нормативно-правовые акты, принятые:

  • народом – на референдуме (например, конституция);
  • госорганом;
  • другой властной структурой, например, муниципальной.

По сроку действия бывают постоянные и временные НПА.

Также есть деление актов по отраслям права (например, на конституционные, уголовные, административные).

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

  • Конституция (Основной закон);
  • федеральные законы;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства;
  • нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

  • международные договоры России;
  • нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации

Так как нормативные документы являют собой правовые акты, установленные уполномоченными должностными лицами, то к ним предъявляется ряд требований.

К ключевым из них относятся:

  1. Применение в реальной жизни – НПА должны соответствовать существующей действительности, например, принятие закона о запрете общения с инопланетянами не будет соответствовать объективной реальности.
  2. Строгая структура – обязательно наличие следующих элементов: вводная часть (преамбула), субъекты, права и обязанности, льготы и санкции – это стандарт ГОСТ.
  3. Простота формулировок – несмотря на то, что составляются НПА высокообразованными людьми, направлены они на обычных граждан, а значит должны быть им понятны.

Основные виды и их реквизиты указаны в документации законодательного собрания РФ.

Как создаются НПА

Для того, чтобы какое-либо правило обрело статус правовой норм и стало частью нормативной базы государства ему необходимо пройти определенную процедуру принятия. В реальности каждый вид нормативки предполагает свой собственный процесс создания и принятия. Именно это формирует определенные стадии нормотворчества.

Стадии нормотворчества (законотворчества) – это совокупность определенных процедур и действий, которые осуществляются в процессе создания и принятия законов, определенные общей промежуточной целью.

Так, создание актов законодательства происходит в рамках следующих стадий:

Подготовка проекта

На данной стадии рассматривается необходимость в урегулировании каких-то отношений. Например, появляется новый вид автотранспорта – абсолютно беспилотные автомобили. В настоящий момент ни один закон не содержит в себе, как такой автомобиль приобрести, как им пользоваться и как будут нести водители таких средств ответственность за нарушение ПДД. В таком случае появляется необходимость в урегулировании таких отношений, так как они не могут существовать вне правового поля.

Эта стадия состоит из следующих процедур:

  1. Инициация необходимости принятия закона или внесения изменений. Может быть инициировано как органом государственной власти, так и инициативной группой – гражданами, общественными объединениями;
  2. Создание комиссии по разработке текста закона и его финансового обеспечения;
  3. Анализ существующего законодательства;
  4. Создание концепции проекта закона, либо корректировка предложенного проекта на 1 этапе;
  5. Внесение закона на рассмотрение в соответствующий орган.

Инициативная группа обсуждает за столом новый проект

Рассмотрение и принятие решения

На этой стадии готовый проект закона рассматривается уполномоченным органом государственной власти – Государственной Думой РФ. Внесённый на рассмотрение акт рассматривается по существу, анализируется его соответствие иным законам РФ. По итогам Госдума принимает одно из решений:

  • Принимает законопроект;
  • Отклоняет законопроект;
  • Отправляет законопроект на доработку ввиду наличия ошибок и несоответствий.

На официальном сайте проектов нормативных правовых актов можно увидеть, на какой стадии находится каждый проект закона и какие решения по нему принимает Госдума.

Официальное опубликование нормативных правовых актов

Когда же НПА становится обязательным в государстве? Только после их публикации в СМИ (что это такое?). Хотя незнание закона не освобождает от строгих санкций (что это?), официальное опубликование нормативных правовых актов никто не отменял.

Граждане и организации должны иметь хотя бы теоретическую возможность ознакомиться с законодательством. От этого зависит, вступит документ в силу или нет.

Печать

В России есть несколько источников, где публикуются акты. Самый значимый из них – Официальный интернет-портал правовой информации. Находится по адресу pravo.gov.ru . На нём размещаются тексты всех НПА, принятых в государстве.

По общему правилу, федеральные законы становятся для всех обязательными через 10 дней после размещения в открытом доступе, а НПА Президента – 7 дней. Но встречаются исключения (например, в сфере налогов, таможни, бюджета). Иногда в самом документе написано, когда он приобретает силу.

Итак, нормативный правовой акт – это регулятор общественной жизни. Он исходит от государства и выдвигает единые правила игры для всех.

Официальные документы в идеале должны не противоречить друг другу и издаваться строго по букве Конституции. Хотя на практике это не всегда так. Многие тексты есть в открытом доступе. Изучайте периодически хотя бы федеральные законы, чтобы знать свои права.

Вступление в силу

Не стоит путать официальное опубликование и вступление в силу. Вступление закона в силу – это этап, когда нормы права начинают действовать на всех субъектов. Конечно, бывают случаи, когда вступление в силу и официальное опубликование происходят одномоментно.

В целом, вступление в силу может быть выражено следующим периодом времени:

  • Вступает в силу с момента официального опубликования. Такое условия вносится в заключительную часть НПА;
  • Вступает в силу с конкретной даты, что также прописывается в заключительных положениях закона;
  • Вступает в силу по общим правилам для законов и подзаконных актов, которые установлены соответствующими Федеральными законами.

Стадии законотворческой иницииативы

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
  • В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
  • на временные акты;
  • акты неопределенно длительного действия.

Примеры

Вот несколько настоящих НПА:

  1. Акт местного назначения. Распоряжение от 30.04.2015 No 237-РП руководства столицы «Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города».
  2. Ведомственный документ. Приказ, утвержденный Министерством финансов РФ от 28.08.2017 No 137.
  3. Указ руководителя страны «О награждении государственными наградами Российской Федерации».
  4. Закон от 06.12.11 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Особенности действующих НПА

Каждый нормативный документ ориентирован на регулирование разных общественных сфер деятельности.

Вот некоторые признаки:

  • документ имеет специальные реквизиты,
  • имеется название документа (закон, постановление),
  • документ имеет непосредственное отношение к органу, издавшему его,
  • все изданные документы это часть правой системы государства,
  • обязателен к выполнению для граждан и органов власти,
  • имеет утвержденную структуру,
  • выполнение любого действующего НПА контролируется государством.

Ненормативный правовой акт

information items 1179 Нормативный акт: виды, уровни, срок действия
На практике не всегда можно применять нормативные акты к отдельному конкретному лицу.

Ненормативный акт является решением, принятым должностным лицом, органом управления государственного либо местного. Он может иметь одноразовое действие, относиться к определённому лицу.

Пример ненормативного акта: документ о решении налоговой инспекции о нарушениях и привлечении к ответственности. Документ составляется в определённой форме, адресуется определённому лицу, содержит конкретные требования.

Обратите внимание: ненормативный правовой акт может быть признан недействительным в арбитражном суде.

В России не применяется обратная сила законных решений, то есть их действие не распространяются на обстоятельства, имеющие место до вступления в силу конкретного закона.

НПА (расшифровка выше) – распространённая форма российского права. Это понятие постоянно развивается. НПА позволяют всем гражданам быть сопричастными к деятельности государства, обязывает подчиняться его предписаниям, ограничениям, запретам.

Обжалование ненормативных актов

Однако не всегда все столь гладко, и в ряде случаев чиновники принимают противоречащие закону решения, ущемляющие права определенных лиц.

Так, существует возможность обжаловать принятый чиновником или органом самоуправления ненормативный акт в судебном порядке, однако в несколько нестандартном формате по сравнению с обычным исковым заявлением. Обжалование должно осуществляться в порядке производства по публичным правоотношениям.

Лицо, которое обжалует решение органов власти, должно доказать, что ответчик на самом деле принял такое решение по отношению к нему. Вторая задача – доказать, по какой причине это решение нарушило его права. В свою очередь ответчик обязан доказать собственную точку зрения, т. е. по какой причине им было принято именно такое решение.

Чтобы подать заявление об обжаловании принятого ненормативного акта в судебный орган, необходимо выполнить ряд требований:

  • заявление следует подавать в районный суд по адресу нахождения ответчика;
  • заявление с жалобой на решение органа необходимо подавать либо в районный суд по месту нахождения заявителя, либо в районный суд по месту расположения органа, вынесшего оспариваемое решение;
  • в заявлении указывается наименование судебного органа;
  • в заявлении нужно указать ФИО, адрес проживания и адрес прописки заявителя;
  • в заявлении нужно указать ФИО должностного лица, которое вынесло оспариваемое решение, наименование и адрес органа, в рамках которого подписывался ненормативный акт;
  • поле «заявление» заполнить более расширенно: «Заявление об оспаривании решения органа государственной власти (местного самоуправления)»;
  • суть заявления может излагаться в произвольной форме;
  • изложить, когда были совершены действия или бездействия, которые подлежат обжалованию;
  • объяснить содержание действий/бездействий со стороны ответчика;
  • указать, в чем заключается угроза правам заявителя, какой ущерб был понесен в результате вынесенного решения;
  • приложить доказательства, если таковые имеются (в письменном виде);
  • приложить ксерокопию квитанции об уплате государственной пошлины (если заявитель имеет право ее не вносить, нужно указать причину);
  • каждый документ следует предоставлять в нескольких экземплярах (один для судебного органа, один для ответчика. Если ответчиков несколько, каждый должен получить по одному экземпляру).

Признание ненормативного акта недействительным

Рассмотрение дел о признании нормативного акта недействительным проходит коллегиально. Это означает, что во время судебного заседания должны присутствовать судьи в нечетном количестве, но не меньше троих.

Если ненормативный акт содержит решение об использовании имущества или других материальных активов, в том числе финансовых средств заявителя, по заявлению может быть направлено требование в судебный орган о временном запрете на продажу и использование этих средств.

Решение принимается судом в результате изучения всех сторон дела. Если ответчик сумеет доказать, что его решение не нарушило права заявителя и оно имеет полное обоснование, если заявитель не сможет доказать, что его права были нарушены и он понес ущерб, ненормативный акт не будет признан недействительным. Однако после положительного решения суда в сторону заявителя ненормативный акт считается полностью недействительным.

Решение группы судей арбитражного суда, участвующих в деле, должно излагаться в письменном виде. Содержание решения должно иметь такое разграничение:

  • вводная часть;
  • описательная часть;
  • мотивировочная часть;
  • резолютивная часть.

Каждая из перечисленных выше частей имеет свое отражение в статье 127 АПК РФ.

Согласно статье 135 АПК РФ любое решение арбитражного суда должно вступать в законную силу через месяц после его принятия, однако это не относится к признанию ненормативных актов недействительными. Если суд постановил, что документ, выданный представителем органа государственной власти, не имеет основания, нарушает права и свободы гражданина или нескольких граждан, вследствие чего ненормативный акт должен быть признан недействительным, соответствующее решение принимается прямо в рамках судебного заседания, причем вступает в законную силу немедленно.

В арбитражном процессе

Арбитражные суды обязали учитывать соотношение нормативных актов. Конституционный суд обязал арбитражные суды проверять применяемые нормативные акты на предмет обоснованности и соотносить их с актами более высокой юридической силы.

Проверить положения Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов РФ, которые устанавливают порядок рассмотрения дел с опорой на приоритет нормативных актов, попросил предприниматель из Саратовской области Владимир Жуков. Областной КУГИ пытался взыскать с него долг по аренде за земельный участок и пени, причем с применением повышающего коэффициента, который установил местный совет депутатов для участков под торговые объекты. Арбитражный суд области не принял во внимание довод бизнесмена о том, что решение совета противоречит актам большей юридической силы. При этом тот же нормативный акт был отменен еще на первом этапе рассмотрения дела Жукова в областном суде, но не был признан недействующим в судебном порядке, а на момент начисления платы имел силу. Бизнесмен оказался должен около 85 тысяч рублей.

«В моем деле арбитражные суды исходили из того, что проверка обоснованности установления методики расчета арендной платы, в том числе на предмет ее экономической обоснованности, производится при рассмотрении дела об оспаривании нормативного акта», — указал Жуков в жалобе и напомнил, что подобные дела относятся к подведомственности судов общей юрисдикции, — «Поскольку нормативный правовой акт в части повышающего коэффициента не был признан недействующим, в том числе по мотиву несоответствия принципу экономической обоснованности, он подлежит применению».

По мнению заявителя, такой подход арбитражных судов противоречит статье 120 Конституции РФ, поскольку та прямо гласит, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». О том, что это несоответствие должно быть закреплено судебным решением, в Основном законе страны нет ни слова.

КС счел положения статьи 12 ГК РФ и статьи 13 АПК РФ не противоречащими Конституции, но дал обязательные к применению инструкции.

«Эти положения предполагают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению (включая утративший юридическую силу), на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу», — указал Конституционный суд РФ, — «В том числе, если о противоречии между ними заявляет лицо, участвующее в деле, и в случае установления такого противоречия — вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу».

Иными словами, арбитражный суд обязан не только знать законы, но и проверять нормативные акты, применяемые в деле, на соответствие им. И учесть, если на несоответствие укажут участники процесса. Дело Жукова пересмотрят.

Источники
  • https://tuvasport.ru/subsidii/kakimi-npa-reguliruetsya-vidy-normativnyh-aktov-vidy-normativno-pravovyh-aktov.html
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/normativnye-pravovye-akty-npa-chto-ehto-takoe-vidy-primery-rf.html
  • https://doc-pravo.ru/oformlenie/kakie-byvayut-npa.html
  • https://uristsarkisov.ru/normativno-pravovoy-primery-zhizni/
  • https://investsave.ru/buhgalterija/chto-takoe-npa-osobennosti-prinyatiya-zakonov-v-2021-godu/
  • https://1001sovetnik.ru/grazhdanskoe-pravo/normativno-pravovoj-akt-eto.html
  • https://uristsarkisov.ru/otnositsya-nenormativnym-pravovym-aktam/
  • https://suvorov.legal/yuridicheskaya-sila/

Игорь Николаевич
Игорь Николаевич
Используйте поиск на сайте, есть ответ почти на любой ваш вопрос
Задать вопрос

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн консультация юриста на сайте spravka2.ru
Adblock
detector